Образовательный проект в подготовительной группе
для детей с задержкой психического развития,
посвященный Дню Защитника Отечества
Дудко Татьяна Георгиевна,
музыкальный руководитель;
Романовская Светлана Борисовна, воспитатель;
Субботина Елена Леонидовна, воспитатель
ГБДОУ детский сад № 134 комбинированного вида
Выборгского райна Санкт-Петербурга
- информационный, игровой, семейный интегративный (две и более образовательные области) тематический.
- среднесрочный, сроки реализации проекта с 14.01.2020 по 23.02.2020 г
I Этап подготовительный.
- Постановка проблемы поисковой деятельности (мы хотим знать о Российской армии, кто такой защитник Отечества);
- работа с родителями (знакомство с проблемой и поиск ее решения);
- сбор и систематизация информации;
- организация предметно-развивающей среды в группе.
Проведение бесед, дидактических игр по расширению представлений о Российской армии и флоте, о родах войск. Консультации для родителей.
Создание в группе условий для реализации проекта: выставка книг, альбом с фотографиями военных и моряков, иллюстрации военной техники, просмотр фильмов об армии, выставка игрушечной военной техники.
Организация посещения родителями с детьми музеев, мемориалов, памятников нашего города для ознакомления детей с историей Российской армии и флота.
III Этап. Коллективные стенгазеты. Проведение спортивного досуга с участием родителей: «Путешествие с капитаном Врунгелем». Презентация проекта: «Нетрадиционные формы проведения семейного досуга в ДОУ».
Участники проекта: дети 6-7 лет с задержкой психического развития, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
I Этап подготовительный. Постановка проблемы, определение целей и задач.
Актуальность. Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание героического начала в детях. Формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, к её истории начинается с детства.
Мы совместно с родителями донесли до детей доступную информацию о нашей армии и флоте, кто такие защитники Отечества и что означает: «быть военным это престижно».
Дети стали говорить, что вырастут и будут военными, моряками, защитниками Отечества. Нужно было объяснить детям, что не каждый может стать военным и моряком, но защитником Отечества должен быть каждый.
Так была определена проблема – недостаточная информированность детей и отсутствие интереса.
В процессе совместной деятельности и обсуждения проблемы мы хотели донести до детей: «Чтобы стать военным или моряком, защитником Отечества, необходимо ознакомиться с историей нашей армии и флота, вести здоровый образ жизни, воспитывать в себе важные человеческие качества: целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие, волю к победе, регулярно заниматься физической культурой и спортом».
Обоснование проблемы.
- Низкий уровень знаний о Российской армии и флоте, о её славной истории;
- формирование гендерной принадлежности;
- слабая мотивация у детей и родителей к занятиям физической культурой и спортом;
- недостаточное развитие общей моторики;
- низкий уровень познавательного интереса у детей и родителей.
- формировать мотивационное, целостное представление о защитнике Отечества;
- способствовать развитию патриотических чувств у детей и родителей посредством совместной деятельности;
- повышать активность родителей и других членов семьи в различных формах партнёрства с ДОУ по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;
- способствовать приобщению родителей личным примером реализовать конкретную цель;
- способствовать формированию первоначальных сведений об истории нашей армии и флота, познакомить детей с достижениями современной военной техники;
- воспитывать у детей и их родителей гордость за нашу страну.
Для детей:
- расширять представление детей о Российской армии и флоте;
- отметить, что наша армия и флот, является одной из сильнейших и могущественных армий мира;
- формировать мотивационное, целостное представление о защитнике Отечества;
- стимулировать потребность дошкольников в постоянном поиске сведений о Российской армии и флоте;
- заложить основы отношения к армии, как к будущей профессии;
- прививать интерес детей к занятиям физической культурой;
- создать условия для совместного сотрудничества детей и взрослых;
- воспитывать чувство гордости за нашу страну.
- создать информационную базу: имеющихся знаний в области истории Российской армии и флота, ознакомление с методическими разработками;
- создать условия для пополнения развивающей среды детского сада новым дидактическим материалом.
- повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в участии в различных формах партнерства с ДОУ по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;
- создать условия для совместного сотрудничества детей и родителей.
- развитие коммуникативных способностей;
- развитие связной речи;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- развитие общей моторики;
- развитие ориентировки в пространстве.
- Сформированы элементарные представления о Российской армии и военно-морском флоте.
- Заложены первичные основы для возможного выбора военных профессий, дети видят себя защитниками своей Родины.
- Дети проявляют интерес к занятиям спортом.
- Созданы картотеки игр, стихотворений, загадок об армии и флоте.
- Пополнен спортивный уголок группы новым оборудованием для занятий спортом на улице и в группе.
- Реализуется возможность совместного активного отдыха детей и родителей.
- Дети проявляют интерес к настольным, печатным и дидактическим играм по заданной теме.
Социально-коммуникативное развитие:
- экскурсия выходного дня по музеям и памятным местам боевой славы защитников Отечества;
- выставка детских рисунков «Мой папа – самый лучший»;
- фотовыставка «Наши родные – защитники отечества»;
- выставка игрушечной военной техники;
- проведение спортивно-музыкального досуга, в музыкальном зале: «Путешествие с капитаном Врунгелем»;
- сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Солдаты», «На военном корабле».
- чтение (З. Александрова «Дозор», А. Твардовский «Рассказ танкиста», О. Высотская «Мой брат уехал на границу»);
- составление коротких рассказов о службе в армии родных и близких;
- разучивание песен и стихов.
- рассматривание иллюстрации «На страже Родины», «Пограничник с собакой»;
- д/и «Разрезные картинки»;
- д/и «Найди отличия»;
- д/и «Четвертый лишний»;
- д/и «Лабиринт»;
- викторина «Наша армия родная»;
- беседы «Солдаты Отечества», «Наши родные – защитники Отечества», «Памятники воинской славы».
- аппликация «Изготовление эмблемы для праздника»;
- рисование «Солдат на посту»;
- конструирование из бумаги «Кораблик», «Пилотка»;
- лепка «Танк»; «Самолёт»; «Звезда»;
- разучивание песен «Будем солдатами» З.Роот, частушек на военную тематику, разучивание танца «Яблочко».
- игра в десантников;
- упражнение «Военные учения»;
- строевые упражнения на прогулке;
- эстафеты «Метание снарядов», «Самый сильный»;
- подвижные игры «Три танкиста», «Секретное донесение», «Сигнальные флажки».
- рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением разных родов войск Российской армии и флота, военной техники;
- просмотр фильмов и чтение художественной литературы о Российской армии и флоте;
- фотосессия: «Мы узнаём историю нашей армии и флота» (оформление фотогазеты);
- ежедневная утренняя гимнастика детей;
- создание рисунков на военную тематику;
- подвижные и спортивные игры, эстафеты, соревнования;
- проведение спортивно-музыкального досуга, в музыкальном зале: «Путешествие с капитаном Врунгелем».
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- компьютер;
- проигрыватель MP-3, диски, видеоматериалы;
- материалы для художественного творчества;
- спортивный инвентарь;
- морская атрибутика.
- Подготовка сообщения с родителями о том, как у папы или дедушки проходила служба в армии, в каких войсках он служил.
- Слушание рассказов о солдатах, об армии;
- Рассматривание картин с изображениями летчиков, пехотинцев, танкистов, моряков;
- Беседа «Памятники воинской славы»;
- Выставка книг по теме;
- Разучивание песен и стихов.
- Ручной труд «Морское путешествие» (из природного материала);
- Рисование «Пограничник с собакой»;
- Художественно-ручной труд «Подарки папам и дедушкам»;
- Лепка «Звезда», «Самолет», «Танк».
- Сюжетно - ролевые игры «Разведчики», «Моряки»;
- Дидактические игры «Разложи и назови правильно», «Знаешь ли ты?», «Собери машину», лото «Военная техника»;
- Подвижные игры «Сигнальные флажки», «Три танкиста».
- Родительские гостиные «Этих дней не смолкнет слава».
- Оформление стендовой информации, поздравление с праздником.
- Консультация – «История возникновения праздника 23 февраля».
- Организация выставки детских работ по теме проекта.
- Коллективный поход детей и родителей в музей Боевой славы.
- «Военная техника» детские игрушки;
- «Папин портрет»;
- Коллективная стенгазета, посвящённая «Дню защитника Отечества».
1. Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр военную тематику, уважительно отзывались о защитниках Отечества, с гордостью делились знаниями со сверстниками и воспитателем, которые они получили от родителей о службе в армии.
2. С большим интересом стали играть в сюжетно-ролевые игры с военной тематикой.
3. Родители заинтересовались темой и удовольствием участвовали во всех этапах проекта.
4. В процессе подготовки и проведения проекта, дети активно проявляли свои познавательные и творческие способности.
5. Совместная деятельность детей - родителей - воспитателей развивает коммуникативные способности.
Вывод:
В ходе реализации проекта можно сделать вывод, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей и родителей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Беседы об истории Российской армии и флота помогли раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, расширили их кругозор в вопросах развития Российской армии и флота, жизни нашей страны и всего мира.
Развивающая среда, созданная в группе, помогает осуществлять патриотическое и физическое воспитание детей.
Создание фотогазет, оформление выставок, подготовка к спортивно-музыкальному досугу с участием родителей группы, дали положительную мотивацию к занятиям спортом, здоровому образу жизни.